ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ

Художник Мызников Геннадий Сергеевич (род. 1933). Пушкин. 1967 г.

Непосредственное отношение к снабжению русской армии, в том числе во время войны с Наполеоном, имел отец А.С. Пушкина Сергей Львович.

«Начиная с 1802 года, он служил в Москве в штате военного комиссариата, который ведал вооружением и обмундированием армии. С 1811 года он – военный советник комиссариатской комиссии. К началу Отечественной войны в Москве были сосредоточены огромные запасы вооружения и воинского имущества, которые надо было вывезти с приближением неприятеля. 20 августа комиссией был получен приказ об эвакуации. Воинское имущество было погружено на 1700 подвод и 23 барки и отправлено по Оке в Нижний Новгород. Прибыла сюда в полном составе и Московская комиссариатская комиссия, которая была переименована здесь в Нижегородскую. Об этом рассказывают документы Центрального военно-исторического архива. Комиссия имела отношение к снабжению ополчения и обеспечивала укомплектование всем необходимым резервной армии, которая формировалась неподалеку от Нижнего – в Муроме, Арзамасе, Лукоянове. Сергей Львович, естественно, принимал в этом самое непосредственное участие. В декабре 1812 года, например, он был командирован из Нижнего Новгорода в Муром для отправки формирующемуся там соединению оружия и обмундирования. Сохранился его рапорт генерал-кригскомиссару князю Д.И. Лобанову-Ростовскому «об отправлении 20 тысяч кожаных ранцев, 7 500 англинских ружей, 3 миллионов патронов». 24 декабря 1812 года С.Л. Пушкина назначают начальником Комиссариатской комиссии всей Резервной армии. Покинув в самом конце года Нижний Новгород, возглавляемая им Комиссия перемещалась на запад вслед за штабом резервной армии – на Орел, потом она базировалась в Варшаве» (В.Ю. Белоногова, «Отечественная война 1812 года и Нижний Новгород (литературный аспект)». Вестник Нижегородского университета, 2013, № 1(2), с.19).

С проблемой продовольственного снабжения армии непосредственно столкнулся и сам А.С. Пушкин при путешествии в Арзрум во время похода 1829 года: «На половине дороги, в армянской деревне, вместо обеда съел я проклятый чурек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки, о котором так тужили турецкие пленники в Дарьяльском ущелье. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им так противен».

Для России продовольственное снабжение армии было особенно важно в связи с участием в так называемом вековом конфликте с Османской империей, в котором Россия выступала на стороне империи Габсбургов. «Освободив» крестьян, Россия рисковала потерпеть поражение.

Это, собственно, и произошло в Первую Мировую. Проиграв Крымскую войну с промышленно более развитыми Англией и Францинй. Россия была вынуждена осуществить освобождение крестьян от земли, для того, чтобы начать промышленный рывок. Через 5 лет после окончания Крымской войны в 1861 году Александр II отменяет крепостное право. После «освобождения» или лишения крестьянина средств существования должно пройти некоторое время, прежде чем образуется армия пролетариев, которая начнет создавать своим трудом огромной прибавочный продукт, направляемый на промышленную революцию. Источник этого прибавочного продукта — в тяжелых условиях труда, продолжительном рабочем дне, низкой заработной плате. В конце 19 века продолжительность труда на односменных предприятиях в России составляла 14-15 часов, на двухсменных – 12 часов. Зарплата была в 2 раза ниже, чем в Англии и в 4 раза ниже, чем в США. Лишенным средств существования бывшим крестьянам приходилось идти на такие условия за «скачок» в городскую жизнь.

Полученный таким образом прибавочный продукт привел к тому, что в России 1893 году начался бурный промышленный подъем.

Однако, вступив в августе 1914 года в Первую Мировую войну, Россия почти сразу же столкнулась с трудностями в продовольственном снабжении армии. «К осени 1915 г. в России обозначился продовольственный кризис. Особенной остроты он достиг осенью 1916 г., когда не только Петроград, но и другие города сидели на голодном пайке… Россия единственная из воевавших стран переживала продовольственный кризис при наличии внутри страны избытков хлеба… По правительственным расчетам общие избытки хлеба в стране в 1915/16 сельскохозяйственном году составляли более миллиарда пудов. Следовательно, хлеб в стране был. Поэтому продовольственный кризис, возникший во время войны, обусловливался не отсутствием продовольствия, а другими причинами… Непрерывное повышение цен обеспечивало спекулянтам большие прибыли. Главную роль в развитии спекуляции играли банки и крупные хлеботорговцы. При этом помещики и кулаки, ожидая повышения цен на продовольственные товары, стремились создать запасы… У крестьян не было стимула к продаже своих продуктов ввиду недостатка промтоваров, вызванного переключением промышленности на военное производство…Уже в феврале 1915 г. совет министров предоставил право командующим войсками тыловых военных округов по согласованию с главным управлением землеустройства и земледелия устанавливать цены на покупаемые для нужд армии продовольствие и фураж, а также производить реквизиции продовольствия в случае недостаточности их на рынке (Шигалин Г. И., «Военная экономика в первую мировую войну». М.: Воениздат, 1956, гл.10).

Именно в это время, а вовсе не при советской власти, и появилось понятие продразверстка: «в декабре 1916 г. правительство в лице нового министра земледелия (он же председатель особого совещания по продовольствию) Риттиха вынуждено было пойти на крайнюю меру — на введение обязательной поставки хлеба в казну по твердой цене согласно разверстке. Разверстку хлеба в количестве 772 млн. пудов предполагалось произвести подворно» (там же).

Таким образом, отказ от крепостной системы снабжения армии вызвал в России в военной время продовольственный кризис.

Февральская революция, приведшая к падению монархии, началась именно с хлебных бунтов. «Волна голодных стачек в городах быстро нарастала. О том, что с лета 1916 года интенсивность рабочего движения определялась уже не политическими и военными событиями, не призывами партий, а голой экономической реальностью, говорит появившаяся с этого времени прямая корреляция между числом стачечников и ценой на хлеб. В начале 1917 года речь шла уже не о росте цен, а об отсутствии хлеба… Наиболее опасным для властей было то обстоятельство, что на фронте заканчивались запасы продовольствия. В начале февраля на Северном фронте продовольствия оставалось на два дня, на Западном фронте запасы муки закончились и части перешли на консервы и сухарный паек . 22 февраля Николай II срочно отправился из Петрограда в Ставку спасать армию от продовольственного кризиса . Но на следующий день под воздействием того же продовольственного кризиса начались массовые волнения в Петрограде…. В течение первых двух месяцев 1917 года установленный план снабжения Москвы и Петрограда хлебом был выполнен только на 25%. Петроград жил на счет запасов, которые стремительно уменьшались…Обеспокоенная продовольственной ситуацией Петроградская городская дума 13 февраля высказалась за введение нормирования продажи хлеба; 19 февраля градоначальник Балк решил ввести карточную систему с первых дней марта. Слухи о введении карточек быстро распространились; с середины февраля печать сообщала о предстоящем в ближайшее время введении карточной системы и о том, что на взрослого едока будет отпускаться не более 1 фунта хлеба в день. 1 фунт в день – это норма, недостаточная для нормального питания взрослого человека, что же касается детей, то на них планировалось отпускать вдвое меньше. Разумеется, это вызвало стремление запастись хлебом, которое быстро переросло в продовольственную панику. Необходимо подчеркнуть, что паника не была случайностью – это была естественная реакция населения на стремительное уменьшение запасов…

Один из информированных агентов охранки (член Выборгского районного комитета большевиков) составил для властей обстоятельный обзор событий 23-25 февраля. «…Движение вспыхнуло стихийно, без подготовки и исключительно на почве продовольственного кризиса»… Вечером 25 февраля на Невском проспекте произошли два больших столкновения, в ходе которых офицеры, чтобы сдержать натиск толпы, по собственной инициативе приказывали солдатам открывать огонь. Властям становилось ясно, что без применения оружия не обойтись….26 февраля войска получили приказ стрелять в демонстрантов…К вечеру центр города с помощью пулеметов был «очищен» от митингующих. Самый большой расстрел произошел на Знаменской площади… здесь было убито больше сорока человек… Но затем произошло неожиданное – и вместе с тем давно ожидавшееся, то … что уже не раз повторялось при подавлении голодных бунтов: войска перешли на сторону народа… Утром 27 февраля восставших солдат насчитывалось 10 тысяч, днем – 26 тысяч, вечером – 66 тысяч, на следующий день – 127 тысяч, 1 марта – 170 тысяч, т.е. весь гарнизон Петрограда»( С.А. Нефедов, «Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV — начало XX века», Екатеринбург, УГГУ, 2005, 5.4). Дальнейшее известно. Российская империя перестала существовать.

Для чего мы предприняли этот исторический экскурс на целых 80 лет вперед от смерти Пушкина? Мы полагаем, что Пушкин в свои зрелые годы осознавал опасности, ждущие империю при отмене крепостного права. Вот что писал сын начальника Комиссариатской комиссии Резервной армии в «Мыслях на дороге», над которыми он работал с 1833 по 1835 годы: «Самая необходимая и тягчайшая из повинностей народных есть рекрутский набор… Но может ли государство обойтиться без постоянного войска?.. Власть помещиков, в том виде, в каковом она теперь существует, необходима для рекрутского набора. Без нее правительство в губерниях не могло бы собрать и десятой доли требуемого числа рекрут. Вот одна из тысячи причин, повелевающих нам присутствовать в наших деревнях, а не разоряться в столицах под предлогом усердия к службе, но в самом деле из единой любви к рассеянности и к чинам».

Без энтузиазма относился он и к «освобождению» крестьян и превращению их в армию пролетариев: «Прочтите жалобы английских фабричных работников: волоса встанут дыбом от ужаса. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с одной стороны, с другой какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет о сукнах г-на Смита или об иголках г-на Джаксона. И заметьте, что все это есть не злоупотребления, не преступления, но происходит в строгих пределах закона. Кажется, что нет в мире несчастнее английского работника, но посмотрите, что делается там при изобретении новой машины, избавляющей вдруг от каторжной работы тысяч пять или шесть народу и лишающей их последнего средства к пропитанию…» (там же).

Соответственно, (говоря о Радищеве и его радикализме) Пушкин замечает: «Он поносит власть господ как явное беззаконие; не лучше ли было представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян?..» (там же).

В зрелые годы изменилось и отношение Пушкина к ненавистному для гвардейцев графу Аракчееву. 21 апреля 1834 года Пушкин написал жене: «Аракчеев умер. Об этом во всей России жалею я один. Не удалось мне с ним свидеться и наговориться» (А.С. Пушкин Полное собрание сочинений в 10-ти томах, 1979, т. 10, стр. 371).

По-другому зрелый Пушкин стал смотреть и на «свободы», сопровождающие сгон крестьян с земли (см. стихотворение 1836 года «Из Пиндемонти»).

Но это все зрелый Пушкин. Возможно, сомнения в идеях декабристов были у него и в начале 20-х годов 19 века. Однако в 1827 году, обращаясь к сосланным в Сибирь декабристам, он писал:

«Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье» (В Сибирь).

Под «трудом» гвардейских бунтовщиков, совершенно очевидно, имеется в виду свержение самодержавия. Причем этот труд не должен пропасть, то есть замыслы их должны рано или поздно воплотиться.

Так что, скорее всего, не сомнение в «прогрессивных» идеях уберегли Пушкина от участия в гвардейском бунте и подарили ему еще 12 лет активной творческой жизни. Главным было то, что гвардейцы сами не взяли Пушкина в свое тайное общество. Отчего же они не приняли в свои ряды поэта, который с таким талантом воспевал милые их сердцам идеалы? ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Пушкин и декабристы. Мстислав Добужинский. 1924 год

комментария 4 на “Пушкин и гвардия. 6 (продолжение)”

  1. on 19 Дек 2018 at 2:55 пп WhiteOfficer

    «Как только становились на бивак, войска брели во все стороны, отыскивая продовольствие. Солдаты приносили снопы или муку, но им не удавалось найти хлеба. Если случалось найти печь, то ночью пекли хлеб. Утром масса повозок, нагруженных мукой, в виде авангарда двигалась с бивака в поисках печей и мельниц. За неимением лучшего сыпали муку в бульон. Большинство солдат в течение всей кампании не имели другой пищи. »

    Этот фрагмент повторяется в предыдущей части применительно к французам в 1812 г.

  2. on 20 Дек 2018 at 7:30 пп admin

    WhiteOfficer, спасибо, поправил.

  3. on 21 Дек 2018 at 2:49 дп А. Пустогаров

    После картинки «Пушкин в Арзруме» теперь выпал фрагмент:
    Для России продовольственное снабжение армии было особенно важно в связи с участием в так называемом вековом конфликте с Османской империей, в котором Россия выступала на стороне империи Габсбургов. «Освободив» крестьян, Россия рисковала потерпеть поражение.

  4. on 21 Дек 2018 at 10:14 пп admin

    А. Пустогаров, вернул.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: